Министерство культуры московской области
Московская Епархия Русской Православной церкви

Свт. Филарет


Свт. Филарет Московский родился в г. Коломне в семье потомственного священника и был наречен именем Василий. Он учился в Коломенской, а затем в Троицкой семинарии в Лавре преп. Сергия Радонежского. В семинарии изучил древние языки, усердными трудами приобрел обширнейшие знания в богословии, философии и истории. Он читал античных и современных ему философов, например, Канта в оригинале, труды западных теологов и религиоведов, работы по эстетике и литературе, при этом творчески осмысливал все тексты в духе святых отцов. В совершенстве владел немецким, французским, греческим, латинским и древнееврейским языками.

В 1808 г. он принял монашеский постриг с именем Филарет, и думал, что до конца дней будет жить в Лавре, но был вызван в Москву. Его назначили инспектором и преподавателем новооткрытой Санкт-Петербургской Академии, где он за 7 лет разработал полный курс богословских и церковно-исторических наук. В 1814 г. первым в России получил степень доктора богословия. В 1817 г. стал епископом, викарием Петербургской епархии. В этот период он начинает ответственную работу, которая стала делом всей его жизни – перевод Библии с церковно-славянского на русский язык. Свт. Филарет перевел Евангелие от Иоанна и Псалтырь, редактировал тексты других переводов. Он был ревнителем древних напевов в церкви и предпринимал энергичные действия, чтобы сохранить древнерусское пение и уставные напевы. Он не сочувствовал вычурному композиторскому творчеству, полагая, что богослужебное пение должно звучать строго и стройно, в духе древнего пения.

Святитель говорил, что «пение искусное приятно людям на короткое время, а пение благоговейное угодно Богу и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит». Он основал особый Комитет для поддержки церковного пения, который рассматривал образцы современной композиторской гармонизации знаменных распевов. В начале 19 в. Россия переживала ряд потрясений – нашествие войск Наполеона, решительные перемены во внешней и внутренней политике. Церкви и государству нужен был просвещенный, талантливый деятель, способный вдохновить и повести за собой. Именно таким человеком и был свт. Филарет, который возглавил Московскую кафедру в 1826 г. За наставлением и советом к нему обращались иерархи и священники со всей страны, его совета искали государственные мужи. Свт. Филарета вместе с графом А. Голицыным и графом А. Аркачеевым стал хранителем государственной тайны об отречении от престолонаследия Великого Князя Константина. Александр I поручиk ему составить соответствующий манифест, который хранился в Успенском Соборе Кремля до кончины царя. Согласно этому документу? престол унаследовал Николай I. Свт. Филарет был автором важнейшего документа «Высочайший манифест об отмене крепостного права», а также манифеста о строительстве Храма Христа Спасителя. В последние годы свт. Филарет много проповедовал, говорил о тайне Креста и спасения, Евангелии, послушании Богу, Божией Матери, о богообщении. Вместе с тем он умел облекать мистические интуиции в точные формы, став автором Православного катехизиса, по которому истины веры постигали учащиеся вплоть до начала 20 в. Катехизис свт. Филарета до сих пор остается одним из самых лучших изложений православного вероучения.

В 1867 г. состоялось празднование 50-летия служения свт. Филарета. После торжеств он приехал в Троице-Сергиеву лавру, где видел сон, в котором получил откровение о своей кончине 19 числа. Свт. Филарет молитвенного готовился к переходу в вечность, причащаясь каждое 19 число месяца с особым вниманием. Он скончался 19 ноября 1867 г. в Москве. Мощи святителя почивают в Храме Христа Спасителя в Москве. Его почитают как покровителя наук, искусств, церковного пения, преподавательской и творческой деятельности. Предки свт. Филарета на протяжении нескольких поколений служили в Коломне. Сам свт. Филарет с любовью посещал город своего детства и отрочества, поэтому жители Коломны почитают его как покровителя города.